Региональная инновационная площадка «Краеведение как одно из направлений патриотического воспитания»
В данном мероприятии приняли участие представители муниципальных органов управления образованием, специалисты муниципальных методических служб, члены управленческих команд общеобразовательных организаций, педагогические работники из Аларского, Черемховского, Заларинского и Нукутского районах.
На приветственной встрече участников стажировочной сессии выступила директор МБОУ Зонская СОШ Егорова О.А. с темой «Организация деятельности региональной инновационной площадки». После все гости были разделены по двум секциям.
В рамках стажировочной площадки был представлен опыт работы МБОУ Зонская СОШ:
Опытом работы в проектной деятельности «Краеведение в условиях воспитания школьников» поделилась, учитель химии Хомоксонова В.А., у которой дети чаще всего выбирают писать проекты о наших земляках. Многие проекты произвели большой интерес у наших гостей.
Во второй секции: Библиотекарь Степанова Е.К. рассказала о создании книг, которые изготовили учащиеся и педагоги нашей школы. В том числе книги, посвященные Героям СВО, Герою социалистического труда, Ветерану ВОВ, бывшему председателю колхоза С.И. Шумика, имя которого носят отряды «Беркуты», «Орлята России», «Пионерская организация», «Юнармия» и тактильную книгу «Эндемики Байкала», т.к. школа работает не только в патриотическом направлении, но и в экологическом направлении.
На открытом уроке обществознания у Балбиной М.А. по теме «Защита Отечества» в 8 классе была организована встреча с участником специальной военной операции Кочковым Артемом, выпускником нашей школы, получилась хорошая обратная связь между стажерами, учащимися и участником СВО. Так же на уроке была представлена проектная работа ученицы 8 класса Шкуркиной Альбины «Мои земляки – участники специальной военной операции». Урок получил высокую оценку от гостей нашего мероприятия.
На уроке литературы у Орнацкой О.Г. «Дар чувствовать, понимать… по пьесе А.В. Вампилова «Свидание»» в 7 классе. На уроке применялись нестандартные формы работы стилизованная театрализованная представление пьесы А.В. Вампилова «Свидание». Стажеров поразила великолепная игра учащихся школы.
В ходе мероприятия состоялось обсуждение ключевых аспектов воспитательной работы, вопросов по созданию условий формирования любви к малой Родине, где стажеры получили опыт в проведении дидактических игр во внеклассной работе по применению знаний о родном крае, которым поделилась учитель начальных классов Миндюк О.Л.. На практикуме «Краеведческие проекты в системе внеурочной деятельности для младших школьников» у учителя начальных классов Белюк М.И. стажеры ознакомились с умением создавать проект об улицах родного села, а также с историческими документами нашего села.
Стажеры стали участниками мастер-классов по изготовлению тактильных книг с направлением экологической тематики в частности эндемиков о. Байкал. Мастер – классы проводили учитель технологии Нехурова А.В. и руководитель кружка «Фантазия» Приходько Н.Ю., которые поставили перед собой задачи по обучению и созданию страниц тактильной книги. Данные книги актуальны не только для слабовидящих и слепых детей, но и хорошо применяются в работе с детьми ОВЗ (легкой умственной отсталостью) такие мыслительные операции синтез, анализ, обобщение, сравнение, сопоставление и обобщении классификации и умение применять полученные знания. По итогам проведения мастер – классов все стажеры поставили оценку «Понравилось», было много вопросов со стороны стажеров, на которые были даны грамотные ответы.
В завершении стажировочной сессии было представлено торжественное мероприятие, посвященное 100-летнему юбилею нашего земляка Герою Социалистического труда, Ветерана Великой Отечественной войны, бывшему председателю колхоза «Страна Советов» С.И. Шумика. Открыли мероприятие организации нашей школы «Беркут», «Орлята России», «Пионерская организация» и «Юнармия» исполнением Гимна России. Ведущие Мельничук С.Ю., Миндюк О.Л. познакомили присутствующих с биографией Сергея Ивановича и его работой по освоению целинных земель в колхозе «Страна Советов». Воспоминаниями поделились племянница Ситникова Г.М., ветеран труда Потопович В.М.. С приветственным словом выступили Баторов Ю.М. заместитель мэра Аларского района, председатель совета ветеранов Аларского района Якупова Т.А.,зам. председателя комитета по образованию Аларского района Зинчук О.Г., муниципальный координатор Навигаторов детства Аларского района Андреева Н.М.
Итогом работы стажировочной площадки присутствующим было, предложено поделиться своими впечатлениями обдумывая и формулируя от погружения воспользовавшись следующими формулами:
1. – «В результате, в ходе сегодняшнего погружения я понял (а), что передо мной поле непаханное…» (Что нужно сделать, что узнать)
2. – «Мне предстоит выполоть сорняки…» (От чего нужно избавиться)
3. – «Во мне прорастает …» (Какие мысли, чувства возникают)
Свои высказывания гости поместили в книге пожеланий и предложений.
Мероприятие было проведено на высоком методическом уровне.















Региональная инновационная площадка
«Краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников»
Период реализации инновационного проекта
Год начала: 2023 г.
Год окончания 2025 г.
Актуальность.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному краю, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения в условиях сельской школы. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины - сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность.
А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека должно стать историческое краеведение.
Возможности краеведения позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:
· беречь природу и окружающую среду в целом,
· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,
· беречь памятники истории и культуры.
· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств.
Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях.
Очень важно объяснить детям - вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать - от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я - достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.
Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
3. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира.
Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
4. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании.
5. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Весь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.
7. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей.
Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации
-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- активизировать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися;
- создать условия для творчества учащихся сельской школы, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
Результативность
В качестве эффективности инновационного проекта мы рассматриваем следующие показатели:
-сформированность важнейших социально значимых качеств: гражданской зрелости, любви к родному краю и к своей стране, ответственности, чувства долга, верности к народным традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовности к преодолению трудностей, самопожертвования, а также готовности Отечеству;
-повышение уровня воспитанности, развитие коммуникативных, информационных, личностных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий;
-создание модели деятельности школы как центра патриотического, духовно-нравственного и краеведческих знаний;
-профессиональный рост педагогов, отработка эффективного механизма обмена опытом работы;
-рост количества участников в проекте участников образовательных отношений;
-интерес к проекту со стороны других школ, социальных партнеров.
Разработанный продукт по итогам реализации проекта : создание книги «Эндемики озера Байкал»
Планируемая популяризация проекта:
1.Через участие педагогов и обучающихся в конференциях муниципального уровня Аларского района.
2.Издание методических материалов по краеведению в целях патриотического воспитания.
3.Представление методических материалов для участия в научно-практических конференциях и семинарах по указанной теме проекта.
4. Организация публикаций в СМИ, в социальной сети работников образования, а также для жителей района, школьников, дошкольников и их родителей по теме проекта.